СПБ ГКУЗ "ПБ Святого Николая Чудотворца"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца"

Психообразование

10 сентября 2016

К. И. Шац, врач-психиатр

Психообразование семей как один из способов преодоления натиска болезни

«Ничто так не привязывает человека к человеку, как беспомощность»

(Леопольд Новак)

            Болезнь всегда травма, как для больного, так и для его близких. При психических заболеваниях психологическая травма усиливается, прежде всего, переживанием сложности, неординарности заболевания, из-за длительных и частых госпитализаций, побочных эффектов биологической терапии, а также возможности получения ярлыка «сумасшедшего». Совершенно очевидно, что всем семьям, в которых есть психически больной, требуется помощь и поддержка психологов и психиатров (психотерапевтов). В развитых странах этой проблеме уделяется большое внимание уже многие десятилетия. К сожалению, в нашей стране в рамках практической психиатрии пока еще недостаточно оценивают роль семьи как позитивного ресурса в жизни больного. Известно, что семья как система взаимоотношений, как среда обитания такого пациента может, как помочь, так и навредить ему. Семья может быть как фактором поддержки человека в ситуации болезни, так и фактором, усугубляющим ее течение. Нередко, обострение психического состояния больного провоцируется конфликтами в семье, где родственники занимают неконструктивную позицию, своим неправильным поведением осложняют течение, клинические проявления заболевания и затрудняют социальную адаптацию пациента.

            Просветительская работа или психообразование является одним из действенных методов оказания поддержки семьи душевнобольного, как часть комплекса мероприятий психосоциальной реабилитации. В связи с этим, в настоящее время в рамках работы лечебно-реабилитационного отделения (отделение № 18) нашей больницы реализуется психообразовательная программа в виде регулярных групповых встреч с семьями, где имеется психически больной человек. Как показал опыт проведения первых встреч с такими семьями, они остро нуждаются в информации обо всем, что связано с болезнью близкого человека, полученной в неформальной, доверительной, психологически щадящей обстановке.

            Эти встречи нацелены на удовлетворение потребностей, как в информации, так и на получение практического опыта взаимодействия с больным членом семьи и строятся по правилам работы с людьми находящимися в кризисе. В основе кризисной ситуации (болезни близкого) лежит переживания сильных, порой разрушительных отрицательных эмоций, прежде всего, таких как: чувство вины, гнева, обиды, злости, разочарования и многих других. В ситуации болезни близкого человека перед семьей встает нелегкая задача управлять этими негативными эмоциями, проявлять их в социально приемлемой форме, не боясь навредить душевнобольному. Обучение этому является одной из главных, но не единственной задач программы. Информационная составляющая подобной образовательной программы – беседы об известных причинах возникновения и развития, течения, проявлениях, методах лечения и специфике психических заболеваний, а также предоставление информации социального характера, в том числе о помогающих организациях в сфере психического здоровья в нашей стране. Кроме того, во время встреч родственники получают знания о стрессе и способах адаптации к нему. Эта информация, а также знания о влиянии личности на болезнь, способах преодоления негативных психологических и социальных последствий болезни, осуществляемых согласованными действиями врача, членами семьи и самого пациента повышает уверенность членов семьи в своей способности справиться с возникшими проблемами, обеспечивает наиболее щадящие и терапевтически благоприятные взаимоотношения семьи со страдающим близким. Семья, обладая определенными знаниями и умениями, консолидируется вокруг больного, все члены семьи участвуют в совместном поиске решений, согласовывая потребности всех ее членов без исключения.

                  Встречи строго структурированы и существуют по всем законам групповой психотерапевтической работы. Динамика и саморазвитие группы достигается путем перехода от теоретической части к психологическому консультированию. Организованные специальным образом, дают возможность каждому «слушателю» достичь цели, которую он перед собой ставит, постепенно шаг за шагом, путем дозированной просветительской работы, позволяет понять и принять факт болезни близкого, улучшает взаимодействие с душевнобольным человеком, способствует укреплению доверия в семье.

                  Групповая работа формирует чувство сплоченности у людей, попавших в одну и ту же беду. Основные усилия направлены на то, чтобы члены семьи знали, что они не одиноки, что другие люди сочувствуют и сопереживают им, что достигается пониманием сути страдания, которое приносит психическая болезнь. Эти встречи предоставляют возможность поделиться своими переживаниями и услышать слова поддержки не только от врача-психотерапевта, но и друг от друга. Подводя первые итоги проведения психообразовательных встреч для родственников, необходимо отметить, что эти встречи с семьями, значительно облегчают страдания семьи душевнобольного, позволяют снять напряжение и тревогу у приходящих в группу. Одним из главных результатов такой работы – организация общения таких семей между собой на уровне, который не может быть достигнут при их общении с профессионалами, что способствует появлению групп поддержки и самопомощи, созданные такими семьями. Наша задача, задача профессионалов – поддерживать такие начинания, предоставлять условия для таких встреч, объединяя усилия врачей, других специалистов и семьи.

                  Такой организованный метод помощи находит отклик, выявляет заинтересованность у родственников, посещающих своих родных и близких на разных отделениях, который проявляется в регулярном посещении этих встреч, что говорит о необходимости продолжения этой работы, возможно, с привлечением и иных методов групповой работы в условиях нашей больницы.